Профессиональный
кодекс этики
учителя МБОУ СОШ №43
Нормами Профессионального кодекса учителя
руководствуются в своей деятельности все учителя, работающие со школьниками.
Цель кодекса - определить основные нормы профессиональной этики в отношениях
учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и
государством.
Общие положения
Раздел 1
1.1. Источники этики учителя
Нормы этики учителя устанавливаются на основании
Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с ним иных
законодательных и локальных актов, норм международного права, а также
общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
1.2. Принципы этики учителя
При осуществлении своей деятельности учитель
руководствуется следующими принципами: гуманность; законность; демократичность;
справедливость; профессионализм; взаимное уважение.
Раздел 2
2.1. Учитель должен стремиться стать положительным
примером для своих учеников.
2.2. Учитель не должен заниматься
противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью. Учитель дорожит
своей репутацией.
2.3. Учитель должен быть требователен к себе,
стремиться к самосовершенствованию.
2.4. Учитель не должен терять чувства меры и
самообладания.
2.5. Учитель соблюдает правила русского языка,
культуру своей речи, не допускает использования ругательств, грубых и
оскорбительных фраз.
2.6. Учитель является честным человеком,
соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются
ни получение взятки, ни ее дача.
2.7. Учитель должен бережно и обоснованно
расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество
школы или другого воспитательного учреждения (помещения, мебель, телефон,
телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые
услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее
время для личных нужд.
Раздел 3
Взаимоотношения учителя с учениками
3.1. Учитель выбирает подходящий стиль общения с
учениками, основанный на взаимном уважении.
3.2. Учитель в своей работе не должен унижать честь
и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам
возраста, пола, национальности, религиозным убеждениям и иным особенностям.
3.3. Учитель является беспристрастным, одинаково
доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.
3.4. Требовательность учителя по отношению к
ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
3.5. Учитель выбирает методы работы с учениками,
развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность,
самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
3.6. Учитель должен стремиться к повышению
мотивации обучения у учеников, к укреплению в них веры в собственные силы и
способности.
3.7. Приняв необоснованно принижающие ученика
оценочные решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
3.8. Учитель справедливо и объективно оценивает
работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
3.9. Учитель обязан в тайне хранить информацию,
доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством.
3.10. Учитель не должен злоупотреблять своим
служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или
одолжений в личных целях.
3.11. Учитель не имеет права требовать от учеников
дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев,
предусмотренных в законодательстве.
Взаимоотношения учителя с педагогическим
сообществом
3.12. Учителя стремятся к взаимодействию друг с
другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и администрации
образовательного учреждения.
3.13. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка,
открытость и доверие.
3.14. Учитель имеет право открыто выражать свое
мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика,
высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
3.15. Администрация не может требовать или собирать
информацию о личной жизни учителя, не связанную с выполнением им своих трудовых
обязанностей.
3.16. Учитель имеет право на поощрение от администрации
образовательного учреждения. Личные заслуги учителя не должны оставаться в
стороне.
3.17. Учитель имеет право получать от администрации
информацию, имеющую значение для работы образовательного учреждения.
Администрация не имеет права скрывать информацию, которая может повлиять на
работу учителя и качество его труда.
3.18. Инициатива приветствуется.
3.19. Важные для педагогического сообщества решения
принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
3.20. Учитель в процессе учебно-воспитательной
деятельности должен активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для
развития личности и сохранения психического, психологического и физического
здоровья учеников.
Взаимоотношения учителя с родителями учеников
3.21. Учителя должны уважительно и дружелюбно
общаться с родителями учеников.
3.22. Учитель консультирует родителей по вопросам
образования учеников.
3.23. Учитель не разглашает высказанное детьми
мнение о своих родителях или мнение родителей о детях.
3.24. Отношения учителей с родителями не должны
оказывать влияния на оценку личности и достижение целей.
3.25. На отношения учителей с учениками и на их
оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями образовательному
учреждению.
Взаимоотношения учителя с обществом и государством
3.26. Учитель не только обучает детей, но и
является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей,
порядочным, образованным человеком.
3.27. Учитель старается внести свой вклад в
развитие гражданского общества.
3.28. Учитель понимает и исполняет свой гражданский
долг и социальную роль.
Заключительные положения
4.1. При приеме на работу в образовательное
учреждение руководителю следует оговорить, что учитель должен действовать в
пределах своей профессиональной компетенции на основе кодекса учителя, и
ознакомить учителя с содержанием указанного кодекса.
4.2. Нарушение положений кодекса учителя
рассматривается педагогическим коллективом и администрацией образовательного
учреждения, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией.
|