МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 июня 2012
г. N ИР-535/03
О ПРАВИЛАХ ПРИЕМА
В ОУ
Министерство образования и науки Российской Федерации в
связи с поступающими запросами по применению Порядка
приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 г. N
107 (зарегистрирован Минюстом России 17 апреля 2012 г., регистрационный N
23859), направляет разъяснения по наиболее часто задаваемым
вопросам.
Просьба довести данную информацию до сведения руководителей
общеобразовательных учреждений и органов местного самоуправления муниципальных
районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере
образования.
И.М.РЕМОРЕНКО
Приложение
к письму
Министерства образования
и науки Российской
Федерации
от 28 июня 2012 г.
1. Кто определяет правила приема в учреждение? Какова в
этом вопросе роль нормативных актов учредителя - органов местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования?
В соответствии со статьей 16
Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) правила
приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом,
другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения,
установленным Минобрнауки России (для общеобразовательных учреждений - Порядок
приема граждан в общеобразовательные учреждения утвержден приказом Минобрнауки
России от 15 февраля 2012 г. N 107, зарегистрирован Минюстом России 17 апреля
2012 г., регистрационный N 23859, далее - Порядок), а в государственные и
муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об
образовательных учреждениях соответствующих типов и видов определяются каждым
образовательным учреждением самостоятельно. При определении образовательными
учреждениями правил приема граждан они не могут руководствоваться актами
учредителя по этому вопросу.
К полномочиям органов
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере
образования относится учет детей, подлежащих обучению в образовательных
учреждениях, реализующих общеобразовательные программы, закрепление
определенной территории муниципальных районов, городских округов за конкретным
муниципальным образовательным учреждением.
2. Является ли свидетельство о регистрации на закрепленной
территории обязательным условием приема в школу?
В соответствии с частью 2 статьи 43
Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 5
Закона государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования.
При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее
образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места
жительства.
Вместе с тем при получении общего образования должна быть
обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех
граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение
образования соответствующего уровня.
Свидетельство о регистрации (либо по форме 3
"регистрация по месту пребывания", либо по форме 8 "регистрация
по месту жительства", определенных административным регламентом
предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по
регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по
месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС
России от 20 сентября 2007 г. N 208, зарегистрирован Минюстом России 28 ноября
2007 г., регистрационный N 10545) является только подтверждением факта
проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с
международным и российским законодательством право ребенка на образование не
может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.
Если родители выбрали для ребенка школу в другом
муниципалитете или регионе их право на образование будет "несколько
отсрочено": они могут подать документы в любую школу независимо от
регистрации после 1-го августа. Дети без регистрации также будут приниматься в
школу после 1-го августа.
При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных
на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после
окончания приема в 1 класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной
территории (пункт 16
Порядка).
3. Может ли школа отказать в приеме в 1 класс ребенка,
проживающего по адресу, закрепленному за школой?
Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только
по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении
места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об
устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления
в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6
Порядка).
4. Правомерно ли получение общего образования иностранными
гражданами, проживающими на территории Российской Федерации, на бесплатной
основе
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в
Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации (пункт 3 статьи 62
Конституции Российской Федерации).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 28
Конвенции о правах ребенка 1989 года государства-участники признают право
ребенка на образование и принимают такие необходимые меры, как введение
бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой
помощи. На основании пункта
"е" статьи 3 Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в
области образования 1960 года, государства, являющиеся сторонниками Конвенции,
обязуются предоставлять иностранным гражданам, проживающим на их территории,
такой же доступ к образованию, что и своим гражданам.
Таким образом, дети-иностранцы, находящиеся на территории
Российской Федерации, имеют наравне с гражданами Российской Федерации право на
получение общего образования на бесплатной основе.
5. Правомерно ли при приеме в 1 класс проводить
тестирование или другие конкурсные испытания?
Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения
всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора).
Только государственные и негосударственные учреждения,
реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших
выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или
спорта, в целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся предусматривают
в правилах приема граждан в учреждение механизмы выявления у детей данных
способностей (пункт 7
Порядка).
6. Вправе ли школа при записи в 1 класс требовать медицинскую справку о
состоянии здоровья?
Требование в качестве обязательного документа при приеме в
общеобразовательное учреждение медицинского заключения о состоянии здоровья
ребенка будет являться ограничением их прав, так как согласно статье 5
Закона гражданам гарантируется общедоступность начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования, в том числе независимо от
состояния здоровья. В связи с чем в пункте 13
Порядка установлено, что указанное заключение представляется родителями
(законными представителями) ребенка по их усмотрению.
7. Кто при приеме на свободные места в школу имеет право
первоочередного приема?
При приеме на свободные места граждан, не зарегистрированных на
закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие
право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с
законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации (пункт 18
Порядка).
В соответствии с Федеральным законом
от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (статья 46)
данная льгота установлена для следующих категорий граждан:
1) дети сотрудника полиции;
2) дети сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или
иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных
обязанностей;
3) дети сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного
в период прохождения службы в полиции;
4) дети гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции
вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с
выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего
прохождения службы в полиции;
5) дети гражданина Российской Федерации, умершего в
течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или
иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей,
либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции,
исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
6) дети, находящиеся (находившиеся) на иждивении сотрудников полиции,
граждан Российской Федерации, указанных в вышеприведенных пунктах 1
- 5.
В соответствии с Федеральным законом
от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" данная льгота
установлена для следующих категорий граждан:
1) дети военнослужащих по месту жительства их семей (статья 19);
2)
дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы,
проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с
военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе,
по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение
одного года со дня гибели (смерти) кормильца (статья 24)
|