МБОУ СОШ №43 г.Владикавказа
Среда, 24.04.2024, 13:22



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ из опыта работы МБОУ СОШ№43 ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Форма входа

Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы

(из опыта работы МБОУ СОШ№43 г. Владикавказа)

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно. Понятно, что индивидуальное обучение на дому не способствует социализации и интеграции ребенка-инвалида в общество, да и качество такого обучения желает лучшего. Кроме того, эти дети особенно нуждаются в понимании окружающих и гуманном  отношении к себе общества в целом. Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальном образовательном учреждении МБОУ СОШ №43 доказывает актуальность и обоснованность разработки и реализации программы по созданию модели интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

Разработанная школой в сентябре 2011 г. программа  содержит следующие направления деятельности:

- повышение квалификации педагогов по  интегрированному (инклюзивному) образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;

- материально – техническое и организационное обеспечение;

- развитие форм интегрированного обучения;

- создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов;

- создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.                             МБОУСОШ№43 с 01.09.2011 года реализует систему  инклюзивного образования, на основании заключений ПМПК создаются специальные образовательные условия, разрабатываются индивидуальные

образовательные планы, организуется психолого-педагогическое сопровождение и при необходимости для отдельных детей  тьюторское сопровождение (родителями).

В школе создана  система мониторинга и учета детей с ОВЗ, детей-инвалидов: на учете 42 ребенка с ОВЗ,  из них 18 детей-инвалидов. На основании заключения медицинских комиссий у учащихся выявлены разные нарушения здоровья: ДЦП-1, ЗПР-8, аутизм - 2, сенсорных-2, онко-заболеваний-2, слабовидящих-3, синдром Марфина-1, поражение центральной нервной системы-1, судорожный синдром-2, нарушение функций нижних конечностей-1, состояние после энуклиации-1, агрессивный фиброматоз-1, псориаз-1, вторичный пиелонефрит-1, гиперактивных-3, сахарный диабет -1.

На сегодняшний день в школе обучается 42 ребенка  с ОВЗ, из них 18 детей-инвалидов.

По программе инклюзивного образования дети с ОВЗ обучаются с 1 по 11 класс. В 0 – х классах – 2 ученика, в 1-х классах- 8 учеников, во 2-х – 5, в 3-х –4, в 4-х  - 6, в 5-х - 2, в 6-х – 5, 7-х – 1, в 8-х – 2, в 9-х – 3, в 10-х – 1, в 11-х - 3.

Для каждого ребенка разработана индивидуальная программа по которой дети обучаются с педагогами в рамках внеаудиторной занятости. Четыре человека (Костенко Георгий - 9а класс – англ.яз.; Альбертян Кристина - 5б класс – англ.яз., алгебра, биологи, информационные технологии; Дзестелов Руслан – 4б класс – окружающий мир, информационные технологии, Ржевин Дмитрий – иностранный язык, химия, история)  обучаются по дистанционной форме обучения.

Кроме предметов учебного плана предусматриваются занятия с психологом, с логопедом,  а также занятия  в кабинете ЛФК. 

На базе школы открыта сенсорная комната, где проводятся занятия детей с ограниченными возможностями здоровья с психологом (Даурова А.И.). С  детьми с речевыми нарушениями ведет занятия и логопед (Тебиева М.). Для сенсорной комнаты Министерством образования и науки РСО-Алания было поставлено  необходимое оборудование и развивающие игры. В кабинете имеются: наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития; оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции; реабилитационные тренажеры (беговые и массажные дорожки).

Администрацией местного самоуправления г.Владикавказ произведен ремонт комнаты релаксации, для удобства детей построен пандус у входа в школу, произведен демонтаж дверных порогов, оборудован санузел с поручнями и специальной насадкой на унитаз.

В классах для детей с ограниченными двигательными функциями имеется специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте. Выделенные Министерством образования и науки  РСО- Алания  интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами для осуществления образовательного процесса используются  также для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

По программе  инклюзивного образования в штатное расписание введены должности психолога, логопеда, социального педагога. На занятия к психологу, социальному педагогу, логопеду приходят помимо учащихся нашей школы и ученики с ОВЗ из других общеобразовательных учреждений, которые приходят в классы и для социальной адаптации.

С целью повышения квалификации педагогов по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе школы проведен  ряд семинаров по теме  «Инклюзивный подход в образовании» с привлечением  специалистов для родителей и педагогов образовательных учреждений. Кроме того учителя нашей школы (Кесаева Ф.Д., Жабина И.И., Улубиева Г.Ц., Даурова А.И.)  были направлены на обучающие семинары: «Организация обучения детей с инвалидностью в обычных образовательных учреждениях», который проводился с 13 по 18 декабря Московским институтом проблем интегративного (инклюзивного) образования.

РИПКРО РСО-Алания   совместно с психологами и администрацией школы провели межрегиональный практический семинар работе с детьми, имеющими ограничения здоровья. На семинаре в форме ОДИ (организационно - деятельностная игра) учителя проектировали образ новой школы – школы для всех и для каждого. 

В МБОУСОШ№43 г. Владикавказа из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее приемлемыми считается смешанная (дом - школа) и обучение на дому. Мы провели анкетирование участников образовательного процесса с целью анализа их отношения к совместному обучению детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Намечены мероприятия по воспитанию у обучающихся школы толерантного поведения, в  числе которых неделя толерантности. Все участники образовательного процесса видят в совместном обучении в основном положительные стороны, как в отношении к детям с ограниченными возможностями здоровья, так и влиянию на их саморазвитие и развитие межличностных отношений. Большинство родителей детей – инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и смешанной форме (на дому и в школе). Они в основном удовлетворены этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.

Члены Ассоциации родителей детей-инвалидов «Мир» проводят на базе нашей школы «Уроки доброты» по пониманию  и восприятию проблем инвалидности среди школьников.

Дети с ОВЗ принимают активное участие в общественной жизни школы, становятся участниками различных конкурсов.

15 ноября в нашей школе прошла выставка рисунков детей с ограниченными возможностями. Учителя начальных классов Джанвелян, А.В., Жабина И.И., Туаева Л.Ю., учитель  русского языка Абаева Р.А. подготовили учащихся своих классов для презентации рисунков.

Рисунки Маггарамовой «Космос» (4а), Габеева Алика «Лохнесское чудовище» (1б), Габуевой Алисы «Моя семья» (2а),  Альбертян Кристины «Мой край» (5а), Скорой Марии «Новогоднии радости» (2б) прошли конкурсный отбор в школе и были представлены  на республиканском конкурсе «Как прекрасен этот мир!» Выставка работ учащихся была открыта 20 ноября 2013 года во Дворце детского творчества.

27 декабря 2013 года силами учащихся-старшеклассников нашей школы и зам директора по ВР Поповой В.М. было подготовлено новогоднее представление для детей с ОВЗ. 32 ученика с 1 по 11 класс пришли на праздник. В начале представления ребят поздравил с Новым годом начальник Управления образования Тменов А.Б. и директор школы Кесаева А.Т. Дети с ОВЗ  рассказывали стихи, танцевали, играли с Дедом Морозом и Снегурочкой. В конце представления детям были вручены подарки от имени Главы города Дзантиева С.Ш.

Пока еще рано подводить итоги, работа по интегрированию детей-инвалидов в образовательный процесс продолжается. Но уже сейчас очевидно, что дети-инвалиды должны учиться со всеми другими детьми вместе, общаться, дружить, понимать друг друга.

 

 

 

Зам. директора по УВР Парастаева И.Ю.

Полезные ссылки
  • Министерство образования РФ
  • Министерство образования и науки РСО-Алания
  • Управление образования г.Владикавказ
  • Российское образование
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Интернет - приемная АМС г.Владикавказа
  • Электронная приемная МВД по РСО-Алания
  • СО РИПКРО
  • Единый государственный экзамен

  • Случайное фото

    Архив

    Copyright MyCorp © 2024      Бесплатный конструктор сайтов - uCoz