Программа «Одаренные дети»
Программа
«Одаренные дети»
I. Пояснительная записка
Одаренность —
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
На
сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом
особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические
механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Выявление, поддержка, развитие и социализация
одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного
образования.
Проблема одаренности в системе образования на
организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для
одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но
существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из
естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга
обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся
возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»
определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С
одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии
интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны,
существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и
соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.