Программа
«Одаренные дети»
Полный текст программы в файле.
I. Пояснительная записка
Одаренность —
это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению
с другими людьми.
На
сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом
особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические
механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации
индивидуального дарования.
Выявление, поддержка, развитие и социализация
одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного
образования.
Проблема одаренности в системе образования на
организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для
одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но
существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из
естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга
обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся
возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети»
определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С
одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии
интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны,
существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и
соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень
каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять
учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной
(музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической
(способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить),
творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки»
и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном
«конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с
одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы
являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы
потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить
дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с
начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными
задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые
возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных
(с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем
возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Проблема
«нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда
помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в
школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать
стандарту тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом,
многогранность и сложность явления одаренности определяет целесообразность
существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными
детьми.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать
развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию
природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена
дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей
учащихся.
|